Лунные месяцы измеряются от одного новолуния до следующего (хотя некоторые группы отсчитывают от полнолуния). Каждому лунному месяцу присваивается название солнечного месяца, в котором начинается лунный месяц. Поскольку большинство лунных циклов короче солнечного месяца, иногда бывает солнечный месяц, в котором происходят два новолуния. В этом случае оба лунных месяца носят одно и то же название, но первый месяц описывается приставкой адхика, или промежуточный. В таком году тринадцать лунных месяцев. Месяцы Адхика происходят каждые два или три года, следуя закономерностям, описываемым метоническим циклом или более сложными циклами лунных фаз.
календари
Реже бывает год, в котором короткий солнечный месяц проходит без новолуния. В этом случае название солнечного месяца не встречается в календаре на этот год. Такой затухающий месяц (ксайя) может наблюдаться только в месяцы, близкие к прохождению земного перигелия. В качестве компенсации за месяц в первой половине года будет два новолуния, поэтому в году по-прежнему будет двенадцать лунных месяцев. Кшайя месяцы разделены всего девятнадцатью годами и целых 141 годом.

Лунные циклы делятся на 30 титхи, или лунных дней. Каждый титхи определяется временем, необходимым для увеличения долготы Луны на 12 ° по сравнению с долготой Солнца. Таким образом, продолжительность титхи может варьироваться примерно от 20 часов до почти 27 часов. Во время этапов восковой депиляции титхи отсчитываются от 1 до 15 с обозначением Суклы. Титхи для фаз убывания обозначаются Кришной и снова отсчитываются от 1 до 15. Каждому дню присваивается номер титхи, действующего на восходе солнца. Иногда короткое титхи начинается после восхода солнца и завершается до следующего восхода солнца. Аналогично, длительный титхи может охватывать два восхода солнца. В первом случае число не учитывается при подсчете дней. В последнем случае номер дня переносится на второй день.

История индийского календаря
История календарей в Индии - удивительно сложный предмет из-за преемственности индийской цивилизации и разнообразия культурных влияний. В середине 1950-х годов, когда Комитет по реформе календаря проводил свой обзор, существовало около 30 календарей, используемых для установления религиозных праздников индуистов, буддистов и джайнистов. Некоторые из них также использовались для гражданского датирования. Эти календари были основаны на общих принципах, хотя и имели местные особенности, определяемые давними обычаями и астрономической практикой местных календарей. Кроме того, мусульмане в Индии использовали исламский календарь, а индийское правительство использовало григорианский календарь в административных целях.
Ранние упоминания о лунно-солнечном календаре со вставленными месяцами встречаются в гимнах из Ригведы, датируемых вторым тысячелетием до н.э. Литература с 1300 г. до н.э. по 300 г. н.э. содержит информацию более конкретного характера. Пятилетний лунно-солнечный календарь координировал солнечные годы с синодическими и звездными лунными месяцами.
https://tozpat.ru/tablica-mesjacev-goda/
Индийская астрономия претерпела общую реформу в первые несколько столетий нашей эры, когда стали известны достижения вавилонской и греческой астрономии. Новые астрономические константы и модели движения Луны и Солнца были адаптированы к традиционным календарным практикам. Это было передано в астрономических трактатах того периода, известных как Сиддханты, многие из которых не сохранились. Сурья Сиддханта, которая возникла в четвертом веке, но обновлялась в течение последующих столетий, влияла на индийские календари вплоть до календарной реформы 1957 года н.э. и даже после нее.

Пингри (1978) представляет обзор развития математической астрономии в Индии. Хотя он явно не занимается календарикой, этот материал необходим для полного понимания истории индийских календарей.